Бойтесь нанайцев, борьбу приносящих 08
А для формальной логики никакая объектная иллюстрация операций не нужна – всё происходит внутри неё мгновенно, своим внутренним порядком и результат будет зависеть только от этого внутреннего порядка.
Каждая из этих логик реализует себя в этих процессах абсолютно разными привязками к содержанию исследуемого материала.
Главная различительная примета принципиальной зависимости (или принципиальной независимости) от содержания объекта осмысления между этими логиками состоит именно в этом – формальная логика в своём заключении не только отвлекается от любого содержания материала, она еще и заранее предписывает этому материалу его конечный вид по результатам своего вывода в соответствии с неизменным типом готовых форм внутри себя.
Содержание, попав в формальную логику, будет сообразовываться только с тем, что представляет из себя структура самой формальной логики и полностью ей подчинится. Если процесс какой-то логической операции внутри формальной логики предназначен для заворачивания в трубочку, то в трубочку завернется всё, что в эту операцию попадет. А если то же самое через секунду попадет в другую операцию формальной логики, которая режет на кусочки, то оно будет разрезано на кусочки. Даже паспорта никто не спросит и не посмотрит на то, что попало под операцию.
А неформальная логика («диалектическая», «обычная», «альтернативная» и прочие, стихийно дикие попытки ее названий), наоборот, полностью зависима и полностью определяется конкретным содержанием того материала, который она сейчас познаёт. Её рабочий вывод полностью будет определяться именно характером и содержанием материала, который попал в работу. Эта логика сама будет скручиваться или нарезаться, чтобы подстроиться под особенности материала.
Еще одним, важным отличием между ними для нашего будущего дела является то, что формальная логика ни в малейшей степени не зависит от прожитого опыта хоть в рамках отдельного ума, хоть в истории всего человечества. Она не совершенствуется, не ухудшается и вообще никак не меняется. Когда Кант говорил о том, что со времен Аристотеля логика не стала ни лучше, ни хуже – он говорил именно об этой логике. О формальной.
Она плюет на опыт. К ней не пробьешься и ничего в ней не подкрутишь. Она полностью независима от всего, с чем работает. Навеки закосневшая.
А неформальная логика, в отличие от этого, непрерывно развивается, совершенствуется, обогащается в приемах и ухватках, растет в мастерстве и в знании вместе с опытом мышления. Она постоянно меняется и гибко работает именно «по материалу», постоянно формируясь и накопительно преобразуясь под влиянием обстоятельств каждого познавательного случая на своём пути.
Формальная логика всегда совершает один и тот же, неуклонный ход, а неформальная логика живет приспособительными операциями экспромтов, проб и ошибок.
Формальная логика – это как машина для пришивания пуговиц. Что бы ты в неё не вставил, она тебе пришьет пуговицу. Даже если ты замыслишь воспользоваться ею интимно – она тебе туда пришьет пуговицу.
А неформальная логика – это как портной, который сошьет костюм или платье каждому клиенту по особой мерке и по особому стилю.
В этой связи вспоминается старый английский анекдот:
КАПРАЛ. Сэр, я придумал машину, которая может побрить солдата за несколько секунд!
ЛЕЙТЕНАНТ. Это как?!
КАПРАЛ. Голова рядового зажимается в тиски, а лезвие автоматически пробегает по стандартному контуру лица.
ЛЕЙТЕНАНТ. Погодите, капрал. Какой ещё «стандартный контур лица»? Разве у солдат не разные лица?
КАПРАЛ. В первый раз – да, сэр, разные!
Вот формальная логика – это бездушная машина, которую придумал капрал. А неформальная логика – это одухотворенный парикмахер, который каждого пострижет и побреет индивидуально тому, что перед ним нарисуется.
Очевидно, что между этими двумя логиками невозможно реализовать никакой общности и никакого взаимопроникновения в одном рабочем цикле. Одна не даст работать другой не только вперемешку, но даже смежно. Каждый цикл мышления у этих, предельно разных логик, должен происходить на одном объекте, но по разным ментальным локациям – по разным разумам, как под разными кожухами.
То есть – разумов тоже два.
Они постоянно ведут между собой диалог и этот диалог – непосредственно есть твое сознание.
|