Главная

3.13. Характеристика философии позитивизма. Основные этапы ее развития, виднейшие представители.
04

Принципиальное сходство обеих форм позитивизма заключается в стремлении лишить науку объяснительных функций и доказать непригодность для позитивного научного знания задач и методов традиционной философии.
Однако вторая форма позитивизма, эмпириокритицизм, изменила предмет позитивной философии, сфокусировав его не на синтезе достижений отдельных наук, а на теории научного познания, что явилось началом формирования философии науки.
Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм начался с 20-х годов XX в. и продолжается до настоящего времени. Неопозитивизм иногда называется аналитической философией (См. билет 15.) или логическим позитивизмом, поскольку его отличительной особенностью является применение аппарата математической логики.

Основные термины

АБСТРАКТНОЕ – идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.
АНАЛИЗ (общее понятие) – мысленное разложение целого на составные части.
БОГОСЛОВИЕ – система теоретического знания о Боге.
ВЕЩЬ В СЕБЕ – вещь, существующая в своём природном виде без мысленного образа о себе.
ИНДУКЦИЯ – процесс познания методом движения от частных данных к обобщающему выводу.
МАХИЗМ – философская система, которая основой позитивного познания выдвигает принцип экономии мышления за счет исключения из философии задач теоретического объяснения явлений опыта.
МЕТАФИЗИКА – метод философского познания, исходящий из допущения начал всего сущего, недоступных чувственному восприятию и определяющих процессы развития действительности.
МЕТОДОЛОГИЯ – логическая организация какой-либо деятельности.
НАУКА – система познания, основанная на логической организации содержания знания и на строгой форме его представления.
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ – достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.
НАУЧНЫЙ ФАКТ – факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.
ОПЫТ – процесс и результат чувственного получения знания о действительности.
ОЩУЩЕНИЕ – отражение свойств реальности органами чувств человека.
ПСИХОЛОГИЯ – наука о психической жизни человека.
ПОЗИТИВИЗМ – направление в философии, ограничивающееся в познании только готовыми научными фактами и только научными методами анализа.
ПОЗИТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ – система формирования научного знания, претендующая на соединение в себе характеристик философии и точной науки.
ПОЗИТИВНОЕ ЗНАНИЕ – правильное (хорошее) знание.
СИНТЕЗ (научный метод) – метод познания, состоящий в системном соединении смысловых составляющих объекта или его отношений в одно целое.
СИНТЕЗ (общее понятие) – соединение частей, элементов в единое целое.
СИНТЕЗ (процесс мышления) – способ рассуждения, конструирующий новое знание о целом из объединения его частей.
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – система формирования научного знания, призванная свести достижения отдельных специальных наук в единое, логически увязанное целое.
ТЕНДЕНЦИЯ – направленность в развитии.
ТЕОЛОГИЯ – религиозная философия.
ТОЧНАЯ НАУКА – наука, основывающаяся на количественном измерении и на статистическом описании изучаемых объектов.
УМОЗРИТЕЛЬНОЕ – нечто, реально существующее в мышлении, но лишь предполагаемо существующее в опыте.
ФЕНОМЕН – явление, постигаемое чувственным опытом, ощущениями.
ФЕНОМЕНАЛИЗМ – философский принцип, согласно которому объектом познания признаются лишь феномены, то есть объекты чувственного опыта.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философия, изучающая науку, как систему развития научного знания и как форму познавательной деятельности человека.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – философская система, которая стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики.
ЭМПИРИЯ – область отношений человека с действительностью, определяемая чувственным опытом.
ЯВЛЕНИЕ – внешние, чувственно воспринимаемые свойства объекта.

Трудности

Иногда теория доказательств Милля понимается как универсальный метод проверки деятельности мышления. Но при первых же попытках универсально применять четыре индуктивных метода Милля к процессам мысли, происходит много казусов. Эти казусы не имеют к Миллю никакого отношения. Потому что система его логически необходимых суждений применительна только лишь для специальной по назначению проверки – для проверки умозаключений на соответствие наблюдаемому опыту. Если об этом помнить, то путаницы никогда не будет. Итак, запомним,
методы Милля предназначены для сличения результатов мышления с данными опыта и более ни для чего другого.

Главная
Карта сайта
Кликов: 3103659


При использовании материалов
данного ресурса ссылка на
Официальный сайт обязательна.
Все права защищены.


Карта сайта